воскресенье, 25 июля 2010 г.

Газ, вода и чистые руки

Среди «хороших» новостей, которыми регулярно радует украинцев правительство, не последнее по значимости место занимает информация о подорожании природного газа для коммунальщиков с 1 августа на 50%. А это автоматически тянет за собой существенное повышение тарифов для населения на отопление и на горячую воду. Юрий Хиврич, министр жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Украины, уже заявил: «В связи с тем, что в себестоимости тепла и воды газ составляет в среднем 53%, то по нашим расчетам цена на тепло и воду поднимется от 20 до 25%». Нужно ли напоминать, что газ для населения тоже подорожал, что больше нужно платить за ряд коммунальных услуг?


Нет, конечно, сакраментальное требование Международного валютного фонда (МВФ) вдвое увеличить цену на газ для населения экономически оправдано. И неминуемое повышение цен за отопление, и рост практически всех коммунальных тарифов — это неизбежная перспектива, если Украина действительно стремится оздоровить свою экономику. Хотя МВФ в свое время предлагал растянуть это повышение на два года, чтобы максимально уменьшить ценовой шок (и, соответственно, инфляцию). У нас же все будет сделано, похоже, в стиле блицкрига. По мнению директора энергетических программ Центра им. Разумкова Владимира Сапрыкина, еще одно повышение цен на газ на 50% произойдет осенью, после местных выборов.

Вот такие украинцев ожидают «ягодки». Только вот вопрос, точнее, целых два взаимосвязанных вопроса: будет ли иметь повышение тарифов своим следствием получение потребителями действительно горячей воды и настоящего тепла в домах зимой; не приведет ли, в конце концов, вынужденная экономия на воде, газе и других благах цивилизации к культурной деградации украинского общества?

Собственно, легче всего ответить на первый вопрос: лучше не будет. Потому что ни одно повышение жилищно-коммунальных тарифов и цен на ресурсы для населения еще не привело в результате к улучшению жизни основной массы украинцев. Очевидно, сначала нужно менять систему (точнее, системы: сначала — политическую, потом — теплоснабжения), а уже после этого надеяться на улучшение жизни.

А вот относительно второго вопроса — сложнее. Скажем, экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко заметил, что тем, кто не захочет или не сможет платить, будет плохо, потому что «за неуплату газ будут отключать. И тогда придется ставить буржуйки, чтобы согреться... Я только что приехал из Грузии, там такое происходило, и, поверьте, это невесело». Это относительно тех, у кого автономное газовое отопление. А тем, у кого нет газовых счетчиков, можно добровольно отключить горячую воду, затем греть кастрюли с водой на конфорках и мыться в корытах...

Конечно, трудно представить, что предел окультуривания в наши дни достигнет высоких уровней, но дело в том, что в истории уже были прецеденты цивилизационной деградации или задержки в развитии, связанные как раз с высокой стоимостью воды и топлива. А, следовательно, по-видимому, стоит их вспомнить, хотя бы бегло.

Общеизвестно, что во времена Средневековья и в эпоху Возрождения с личной гигиеной у европейцев были проблемы. «Мыть лицо нельзя ни в коем случае, — писали медики XVI века, — поскольку может случиться насморк или ухудшиться зрение». Если так пикантно относились к водным процедурам в эпоху Возрождения, можно представить, какими были обычаи в Темные века, когда общественные бани были запрещены почти во всех европейских странах, а частные не строили. Правда, крестоносцы, почувствовав на себе прелести бань Востока, попробовали было в XIII веке вернуть эти достижения цивилизации в Европу (где они были массовыми в античные времена), однако церковная и светская власть быстро усмирили «еретиков», которые создали «очаги разврата и духовной заразы». А, следовательно, водные процедуры сводились лишь к легкому мытью рук и рта, но не всего лица. Прекрасные дамы рыцарских времен мылись два-три раза в год. Повседневные же гигиенические мероприятия аристократии обоего пола заключались в вытирании тела надушенной тряпкой или губкой. Под мышками и в интимных местах рекомендовалось лишь смачивать розовой водой. Что же касается настоящих ванн, то ими пользовались лишь в крайних случаях. Так, французский король Луи XIV принимал ванну дважды при жизни — по совету врачей. Монарх так испугался, что зарекся заниматься водными процедурами.

Но такое нежелание европейского люда мыться было вызвано не только избытком религиозного чина (скажем, в XI веке папа Климент III издал указ, которым запретил в воскресенье купаться и даже мыть лицо), не только суевериями, но и банальными экономическими факторами. Дело в том, что старые леса были беспощадно вырублены, уцелевшие принадлежали феодалам и даже собирать там хворост строго запрещалось, потому дрова стали чрезвычайно дорогими. Даже горячую пищу простонародье ело нечасто, а самым распространенным блюдом стали «затирки», только не вареные, а сделанные из муки, разведенной в холодной воде. Выпеченный хлеб стал барской роскошью, мясо же употребляли в виде преимущественно солонины. Понятно, какой была продолжительность жизни простонародья, как свирепствовали эпидемии разных болезней, объединенные под общим названием «чума»...

Стоит вспомнить еще один культурно-экономический фактор тех времен. Речь идет о распространенном практически во всех странах налоге на дымоходы. За них следовало платить деньги, часто немалые, если же денег не было — дым выводили в дом, в сени, топили «по-черному». Не только простой люд жил «по курным хатам мужицким», но и немало горожан и даже шляхтичей не могло себе позволить построить настоящие печи и дымоходы. И хотя некоторые русские исследователи доказывают, что это было очень хорошо, потому что, мол, пропитывались дымом и дольше служили соломенные крыши, а комары не подлетели к домам, выгоды вряд ли могут перевесить проблемы, которые вызывал этот налог. И первая из них — то, что кирпичная печь или печь с дымоходом приблизительно вшестеро дольше хранит тепло, следовательно, требует гораздо меньше дров для обогрева дома и приготовления еды, чем открытый огонь или «неполноценная» печь. Теплый лежак, чистый воздух, возможность нагреть воду для мойки — это уже производные. Печь, «грубка», камин характерны еще и тем, что в них можно сжигать бурый и каменный уголь, а это спасает леса от тотальной вырубки, а в придачу способствует развитию горного дела и континентальной торговли.

Неслучайно некоторые историки считают, что налог на дымоходы замедлил развитие Европы на несколько веков. На континенте он был во многих государствах отменен после 1529 года, во время Реформации. В Британии же только в 1662 году был внедрен налог на печи и дымоходы (это как раз тогда, когда после поражения революции была возобновлена монархия, на трон взошел Карл II, сын казненного республиканцами Карла I, которому были нужны деньги, деньги, и еще раз деньги — он даже продал Франции важный порт и военную базу британцев на континенте Дюнкерк за 5 млн. ливров), но уже в 1699 году налог был отменен, потому что утвердилась конституционная монархия и ответственный парламент, который заботился не только о короле и лордах, но и обо всей стране. А вот в Австро-Венгрии такой налог продержался вплоть до Новейших времен, потому Иван Франко родился и вырос в курном доме, где дым выходил сквозь соломенную крышу. Вопрос: смогла ли империя Габсбургов стать передовым европейским государством, как помог укреплению экономики Австро-Венгрии налог на дымоходы? А еще ведь существовали в Средние века и налоги на окна, которые сохранились в той же Австро-Венгрии вплоть до времен Франко...

В целом же, когда эпидемии чумы и холеры забрали больше жизней, чем постоянные войны, постепенно к европейцам начало приходить осознание того, что чистое белье и тщательное мытье тела — наилучшие меры пресечения многочисленных болезней. Лидировала в этом Англия — в XVII веке парламент там издал специальный билль о сооружении бань, прачечных и об удешевлении цен на воду. Возможно, это и стечение обстоятельств, но быстро именно это государство стало «владельцем морей» и через столетие там начался промышленный переворот, который утвердил в мире индустриальную цивилизацию. 

А вот прославленный Мишель Нострадамус понял это раньше других. Он жил в XVI веке и избегал чумы элементарным соблюдением правил гигиены — ежедневно купался и регулярно мыл руки. И этого оказалось достаточно. Смог бы Нострадамус делать это в современной Украине? Хватило бы ему денег на такие прихоти? Впрочем, по-видимому, смог бы, «обстригая» хорошие деньги с толстосумов за предсказание будущего. А что делать тем простым малоимущим украинцам, кто не имеет талантов Мишеля де Нотр Дама? 

Но главное другое: беспокоится ли кто-то в Украине не только о реальных ценах на газ и горячую воду, но и о достойной цене на такой специфический товар, как рабочая сила, или украинская рабочая сила ценится только за рубежом?

Сергей ГРАБОВСКИЙ
http://www.day.kiev.ua

Похожие посты:

Комментариев нет:

Отправить комментарий